Страхование грузов при перевозке – это сфера ответственности, которая часто ложится на грузоотправителя, который должен стремиться к тому, чтобы обеспечить получение груза тем, кто за него заплатил. В страховании такого рода нуждаются как мелкооптовые торговцы, получающие грузы из-за границы, так и тяжелая промышленность, и машиностроители, грузы которых оцениваются в десятки миллионов долларов.
Когда следует страховать груз, а когда нет?
Специалисты-страховщики указывают на то, что страхование грузов далеко не всегда является необходимым. Особенно, в случае, когда страховка оказывается дороже, чем максимальная стоимость груза в одном отдельном транспортном средстве. В таких случаях груз не страхуют.
Страхование грузов при перевозке необходимо только на основании изучения истории убыточности и способов транспортировки, особенностей самого груза и опасных для него факторов.
Если в течение года перевозок в одном направлении или в соответствии с одним договором будет меньше десяти рейсов, тогда, как правило, прибегают к страхованию каждой отдельной поездки. Если же объем перевозок больше, тогда применяется генеральный договор о страховании всех грузов на целый год. В первом случае будет гораздо больше затрат: нужно предоставлять сведения о каждом грузе, тратить время на согласование деталей, вычитку договора, проверку текстов и прочее.
Кто отвечает за страховку груза?
Часто фирмы-страховщики поддерживают то, что страховать груз должен тот, кто несет полноту ответственности за него в соответствии с документами. Если сам груз является собственностью сразу многих фирм, то и договор может содержать не одного, а ряд страхователей. Правда, в таком случае нужно это согласовать со страховщиком, который предоставляет страхование.
В случае международных перевозок страховщиком может выступать нерезидент, однако, лишь тогда, когда транспортировка пройдет по территории или через воздушное и водное пространство страны. Трансграничные перевозки в целом много различных нюансов, один из которых, — страховщик не будет осуществлять страхование, если маршрут проходит по территории страны, на которую в данный момент наложены санкции ООН.
Грузы страхуются одним из следующих видов покрытия:
- на базе всех рисков, предполагает страхование по всем возможным страховым случаям;
- либо на базе «перечисленных рисков» – покрывает убытки только по предварительно учтенным видам рисков.
В эти покрытия не попадает такой вид риска как «противозаконные действия со стороны третьих лиц», то есть, кража и грабеж по ходу следования.